Филиокве

Филиокве
(лат. filioque - и от Сына)
   догматическое дополнение, внесенное католической церковью, вначале поместными церквями - исп. в VI в., франкской - в IX в., а затем и Римом - около 1014–1015 г., в христианский "Символ веры" (принятый на Никейском и Константинопольском вселенских соборах в IV в.) и обозначающее, что Святой Дух исходит в вечности от Отца и от Сына, одно из главных догматических оснований разделения вост. и зап. церквей. Для религиозного философа, пытающегося рационально объяснить диалектику божественных начал, отношение к Ф. имеет принципиальное значение и сказывается на его конфессиональной ориентации. Осн. аргументами критики Ф. со стороны православных мыслителей является внесение иерархизма в Троицу, отрицающего принцип равенства ипостасей, и чисто логическое дедуцирование последних, что, по их мнению, выявляет чрезмерность претензий разума, утерявшего свою цельность. Так, А. С. Хомяков, полемизировавший с зап. вероисповеданиями, полагал, что "отрекшийся от духа любви и лишивший себя даров благодати не может уже иметь внутреннего знания, т. е. веры, но ограничивает себя знанием внешним; посему и знать он может только внешние, а не внутренние тайны Божий". Христианские общины, исповедующие Ф., считал он, оторвались от церкви и "должны были… исповедовать одно только внешнее послание Духа во всю тварь - послание, совершаемое не только от Отца, но и через Сына" (Церковь одна // Соч. Т. 2. С. 12). Хомяков видит в Ф. отдаленную причину протестантизма, ибо в результате этого прибавления в римской церкви "наступило царство рационалистической логики". Для Карсавина принципиальным является то, что Отец есть не только ипостась, но и ипоста-зирующая сущность, в к-рой едины три ипостаси. "Если мыслить исхождение Св. Духа от Отца и Сына, то надо мыслить какое-то особое, не сущностное единство Отца и Сына… Если так, то ипостась Духа беднее и меньше, чем две другие, обладающие еще чем-то общим, невозместимым в особом, единичном отношении Духа к Отцу и к Сыну, ибо такого отношения у исходящего от обоих не может и быть". Попытка уравнять первые две ипостаси приводит, по его мнению, к умалению ипостасности Святого Духа, а значит, и к принижению его дела. Лосев выводил из Ф. всю специфику западноевропейской культуры, в основе к-рой - фактическое тождество материи и идеи, языческая скульптурная телесность. В Ф. он видел объединение агностицизма с позитивизмом: "Первая ипостась превращается в отвлеченный признак, вторая - в единственно мыслимый эйдос, а третья - в фактическое "качество" и "действие", в реальную силу и конкретную действительность Бога" (Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 881). В отношении к Святому Духу коренится, считал Лосев, осн. различие вост. и зап. культур, ибо "догматы суть отражения реальной, социально-исторической жизни людей в определенное время и в этом смысле очень существенны" (Владимир Соловьев и его время. М., 1990. С. 423.) Иным было отношение кФ. уВ. С. Соловьева с его проповедью идеи соединения церквей на основе верховенства римского первосвященника. В написанной по-французски для зап. читателя кн. "Россия и вселенская Церковь" (1889) он пытается логически обосновать Ф. По его мнению, посредством трех форм божественного бытия Бог относится к своей собственной субстанции. Третья форма - абсолютное обладание Бога, единство его существа и его проявления - соответствует третьей ипостаси (Святому Духу) и исходит от двух первых, в ней Бог через завершение своего проявления возвращается в себя.
   Л и т.: Болотов В. В. К вопросу о filioque. Спб., 1914; Карсавин Л. Л. Noctes Petropohtanae II Карсавин Л. П. Малые соч. Спб., 1994; Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993; Он же. Владимир Соловьев и его время. М., 1990; Соловьев В. С. История и будущность теократии // Собр. соч. Т. 4. 1-е и 2-е изд.; Он же. Россия и Вселенская церковь. М., 1911 (репринт. 1991); Хомяков А. С. Церковь одна // Соч. М., 1994. Т. 2; Он же. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях (По поводу брошюры г. Лоранси) // Там же; Мейендорф И. У истоков спора о filioque // Православная мысль. 1953. № 9.
   А. П. Козырев

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Филиокве" в других словарях:

  • ФИЛИОКВЕ — (лат. filioque и от сына) добавление, сделанное в 7 в. западно христианской (католической) церковью к христианскому Символу веры 4 в., в догмате Троицы: об исхождении Св. Духа не только от Бога отца, но и от сына . Православная церковь не приняла …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФИЛИОКВЕ — ФИЛИОКВЕ(лат. filioque и от сына) христианская формула, интерпретирующая Дух Святой в контексте Троицы как исходящий не только от Бога Отца, но и от Сына. В первоначальном христианстве не употребляется. Согласно Символу веры, утвержденному первым …   Новейший философский словарь

  • Филиокве — (лат. filioque  «и от сына»)  добавление, сделанное Западной (Римской) Церковью в Никео Цареградский Символ веры, IV века, в догмате Троицы: об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но «и от Сына» …   Википедия

  • ФИЛИОКВЕ — (лат. filioque и Сына), принятое Римско католической церковью прибавление к разделу Никео Константинопольского символа веры, касающемуся исхождения Святого Духа: qui ex patre filioque procedit (который исходит от Отца и Сына) вместо to ek tou… …   Энциклопедия Кольера

  • филиокве — (лат. filioque  и от сына), добавление, сделанное в VII в. западно христианской (католической) церковью к христианскому Символу веры IV в., в догмате Троицы: об исхождении Свыше Духа не только от Бога Отца, но «и от Сына». Филиокве не приняла… …   Энциклопедический словарь

  • Филиокве — Термин от лат. Filioque и от сына . Добавление, сделанное в VII веке западно христианской церковью к христианскому Символу веры IV века, в догмате Троицы: об исхождении Святого духа не только от Бога отца, но и от Сына. Филиокве не приняла… …   Религиозные термины

  • Филиокве — см. Спор о филиокве …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • филиокве — (лат. filioque) геол и од синот. . . , догма на римокатоличката црква која искажува дека светиот Дух произлегува од Таткото и од Синот (лат. ех Patre et Filio), додека православната црква верува дека произлегува само од БогТаткото …   Macedonian dictionary

  • ФИЛИОКВЕ — (лат. filioque и от Сына)  догматическое дополнение, внесенное католической церковью, вначале поместными церквями   исп. в VI в., франкской в IX в., а затем и Римом около 1014 1015 г., в христианский Символ веры (принятый на Никейском и… …   Русская философия: словарь

  • Филиокве — (лат. «и от Сына»)    добавление к Символу веры, сформулированное впервые на Толедском церковном Соборе (589 г.) и заключавшееся в утверждении, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (Христа). Греко византийская… …   Православие. Словарь-справочник


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»